«Двигательная активность — необходимый компонент развития гармоничной личности»

В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Роль движений для физического и психического развития детей неоценима.
Действительно, невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно все чаще встретить среди дошкольников, не говоря уже о школьниках.

По этому поводу в медицинской литературе используется обобщенный термин «гипокинезия» (от греч. hypo – сниженный, kinesis -движение, который включает весь комплекс симптомов, развивающихся в организме в условиях дефицита двигательной активности. В таких случаях происходят неблагоприятные изменения в сердечно-сосудистой системе, снижается газообмен, значительно ухудшается самочувствие, нарушается сон и др.
Деятельность скелетной мускулатуры имеет жизненно важное значение для растущего организма. Согласно «энергетическому правилу двигательной активности», характер деятельности скелетных мышц определяет развитие физиологических систем. У растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется возвращением к исходному уровню, а также его превыщением. Поэтому в результате движений происходит не трата, а приобретение массы тела, что обеспечивает рост. Одновременно возрастают структурно-энергетические возможности, позволяющие выполнить большие по объему и интенсивности нагрузки. Прием же пищи без двигательной активности не обеспечивает возможности для нормальных процессов роста и развития. При снижении потока импульсов от работающих мышц нарушается нормальная работа всех внутренних органов, в первую очередь сердце, для эффективной деятельности которого необходим приток к регулирующим нервным образования импульсов, возникающих в рецепторах мышц.
О том, что движения оказывают эффективное влияние на все без исключения психические функции известно давно. В исследованиях ученых показано наличие прямой связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста. Каждый двигательный акт осуществляется в пространстве и времени, поэтому активно передвигающийся ребенок-дошкольник получает возможность приобрести в единицу времени большой объем информации, что и способствует ускоренному формированию его психики. Например, установлена взаимозависимость двигательной активности и развития речи. Движения детей, в частности упражнения для пальцев рук, являются мощным стимулирующим фактором не только для своевременного (на 2-ом году жизни) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования в дошкольном возрасте. Двигательная активность увеличивает словарное разнообразие детской речи, способствует более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое развитие ребенка.
Таким образом, можно выделить следующие основные моменты в многообразном влиянии двигательной активности на развивающийся организм: создание энергетической основы для роста и развития, деятельности морфофункциональных систем и благотворное стимулирующее воздействие на формирование психических функций.
Физическое развитие человека проявляется в таких основных свойствах, как сила, быстрота, гибкость, выносливость. Для их развития очень способствуют циклические упражнения, т. е. Длительно повторяющиеся равномерные нагрузки. К циклическим упражнениям относятся: медленный бег, прыжки, лыжные прогулки, плавание, езда на велосипеде, быстрая и достаточно длительная ходьба. Очень важную роль в нормальном физическом развитии ребенка и в предупреждении каких-либо отклонений играют гимнастические упражнения с предметами и без предметов.
Говоря о роли движений, следует затронуть вопрос о дыхании детей. Многие дети дошкольного возраста не умеют правильно дышать. У таких детей узкие плечи, впалая грудь, бледность щек, открытый рот.
При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения снабжения их кислородом. Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет способствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний.
Итак, движения в игре и игра с движениями могут и должны быть замечательным фундаментом гармоничного развития и укрепления здоровья детей.


Будьте внимательны! Контент сайта под защитой, соблюдайте авторские права,
при копировании материалов с сайта ссылка на первоисточник обязательна

Protected by Copyscape Plagiarism Finder

Ваш отзыв