Современные подходы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников важный интересный и актуальный.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Это познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Эффективность экологического воспитания целиком и полностью зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды. А так же от правильно подобранных традиционных и современных педагогических технологий.

Использование информационно — компьютерных технологий ( анимационные презентации , флэш игры, видео ролики и др.) в экологическом воспитании позволяет не только привлечь внимание дошкольника , но дать более глубокую, полную, яркую, насыщенную информацию. Ведь ни для кого не секрет что современным детям не интересно просто рассматривать картинки. Весь используемый материал можно систематизировать и разделить по темам:

  • «Мир природы», где собран материал о явлениях природы о тех изменениях, которые происходят в природе
  • « Живой мир планеты», в нём подобран материал о животных растениях, насекомых птицах, обо всех живых организмах которые окружают ребёнка.
  • «Занимательная экология», представлен материал о правилах поведения при взаимодействии с природой.

Активное использование в работе технологии проектирования позволяет осуществлять сотрудничество с детьми, с родителями, а так же с узкими специалистами ( физкультурный руководитель, музыкальный руководитель). Все реализуемые проекты могут быть объедены временным природным отрезком и перекликаться с тематическим планированием дошкольного учреждения. Работа над проектом начинается со сбора информации, что дети знают, что хотят узнать в ходе реализации проекта. К каждому проекту составляется план педагогических мероприятий, разрабатываются конспекты совместной образовательной деятельности, подбирается художественная литература и т.д. Все проекты являются универсальными, что позволяет использование его в разных возрастных группах.

Технология портфолио предполагает сбор информации и достижений ребёнка. Однако сбор грамот, благодарностей носит архивационный характер и не позволяет дошкольнику занять активную позицию создателя.

Создание альбомов из серии «Я познаю мир», который можно использовать на занятиях, для индивидуальной работы, для самостоятельной работы ребёнка, а так же для творческих работ совместно с родителями. Чем хорошо использование таких альбомов, ребёнок может пролистать альбом, вспомнить пройденный материал, вернуться к понравившейся ему теме.

В конце альбома родители могут найти справочную информацию, которая им понадобится для выполнения творческих заданий с ребёнком.

Интересным и увлекательным для детей является метод макетирования и моделирования, которые способствуют развитию речи детей. При изготовлении и во время работы с макетом или моделью дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Данный метод создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с макетами, при изготовлении которых использовались разные по фактуре, по качеству, по форме материалы способствующие развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.

В группе можно изготовить макет дерева берёзы. Дети могут прослеживать причинено следственные связи того или иного времени года. Для младшего и среднего возраста использовать доступный материал если это снежинки, то это и есть снежинки. А старший подготовительный возраст могут использовать предметы заместители, например ленточки, тесёмки.

Моделирование можно представить моделью «Природный мир». Для создания природной модели детям предлагается разнообразный природный материал(шишки, веточки, камешки, листочки, сухоцветы и др.), бросовый материал (пробки, крышки, кусочки ткани и др.), материал – заместитель (ленточки, палочки, зёрновые и др..), это даёт возможность ребёнку самостоятельно создавать модель природного мира «Водный и подводный мир», «Пустыня», «Времена года» и др..

В данном случае не важно, что бы дети чётко разлаживали используемый материал по временам года, а важно,  как дети самостоятельно анализируя предмет, материал дают оценку, делают свой выбор..

Создание экологического театра, позволило бы вывести детей за круг обычных впечатлений. Театр даёт возможность пережить детям самые высокие чувства, стать богаче и тоньше, развивает возможность живо откликаться на окружающий мир и вызывает потребность в творческом проявлении. Главным героем экологического театра мог бы быть «Эколашка», он активный участник многих экологических мероприятий. Так как «Эколашка» находится в группе в течении всего года, то с детьми можно создать проект «Гардероб для Эколашки» , и с помощью родителей воплотить в жизнь. Так у главного героя экологического театра появится одежда в соответствии с временами года. Эколашка  станет любимым персонажем детей, который будет приходить в гости и рассказывть о временах года их особенностях, интересные истории из жизни животных, птиц и других обитателей.

В ходе реализации экологических проектов эффективно использование перфокарт. В процессе деятельности с данным пособием, систематизируются знания детей об объектах живой природы, развивается их логическое мышление и мелкая моторика рук, воспитывается бережное отношение к объектам живой природы. Может показаться, что работа с ними под силу только школьникам. Но для моих детей это превратилось бы в увлекательную и интересную игру. Предметные картинки для перфокарт подбирались совместно с детьми, проговаривая, кто изображен: дикие или домашние животные, мамы или их малыши и т.д.

Для успешного решения задач экологического воспитания используем метод мнемотехники. Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Занятия мнемотехникой начинается с детьми с 4- 5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас. Обучение строится от простого к сложному, с простейших мнемоквадратов, а затем к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам:

  • «Зимующие птицы»;
  • «Птицы»;
  • «Растительный мир»;
  • «Насекомые»;
  • «Времена года»;
  • «Животные».

Работа в данном направлении помогает ребятам без затруднений ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствовать экспрессивную речь, развивать логическую память, образное мышление и внимание

В группе необходимо разработать наглядно дидактический материал экологической тематики:

  • Экологические знаки для закрепления правил поведения в природе.
  • Серия альбомов «Времена года» с фотографиями и рисунками детей
  • Серия альбомов » Природа в стихах» направленная на активизацию родителей по разучиванию с детьми стихотворений.
  • Создать «Красная книга Приморья» для ознакомления детей с исчезающими видами животных.

Будьте внимательны! Контент сайта под защитой, соблюдайте авторские права,
при копировании материалов с сайта ссылка на первоисточник обязательна

Protected by Copyscape Plagiarism Finder

Ваш отзыв