Потешки-помощники. Проект по познавательно – речевому развитию детей во второй группе раннего возраста

Тема проекта: «Потешки — помощники»

          Цель проекта: Создать необходимые условия для положительных эмоций, развития речевых навыков ребёнка, памяти, воображения, мышления; для пробуждения познавательной активности, самостоятельности детей.

   Задачи проекта:

  • Приучать детей слушать короткие, доступные по содержанию потешки.
  • Стимулировать детей повторять за воспитателем слова и фразы из потешек.
  • Формировать грамматический строй речи.
  • Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
  • Развивать мелкую моторику детей.
  • Воспитывать звуковую культуру речи.

         Участники проекта: Дети группы, родители, воспитатели.

         Длительность проекта: долгосрочный (1 год)

         Актуальность проекта:

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

          Этапы реализации:

 Подготовительный этап:

  • подобрать фольклорный материал с учетом возраста детей;
  • подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями;
  • разработать конспекты занятий;
  • составить картотеку потешек для всех режимных моментов;
  • ознакомить родителей с целями и задачами проекта;
  • подобрать консультации для родителей.

Основной этап:в начале года в группе организовать работу, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты. Во второй половине использовать

потешки не только в режимных моментах, но и в организованно образовательной и совместно-партнерской деятельности.

Методы и приёмы, используемые для реализации проекта:

  • Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.
  • Беседы по содержанию потешек.
  • Обыгрывание сюжета потешки.

В ходе организованно образовательной деятельности с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним  из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы. Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.

  • Словесные игры.
  • Подвижные и хороводные игры («У медведя во бору», «Пузырь»…).
  • Пальчиковая гимнастика.

Работа с родителями:

          В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, для работы с родителями по этой теме запланировано:

— Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Что мы учим»);

— Познавательная (беседы о значимости потешек в развитии ребенка).

На заключительном этапе предполагаю провести развлечение «В гости к бабушке Арине».

          Ожидаемый результат:

Целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:

  1. Родным языком;
  2. Разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);
  3. Первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.

Итог проекта:

Составление папки «Потешки – помощники». Папка будет содержать:

  • Картотеку потешек;
  • Конспекты занятий;
  • Консультации и наглядную информацию для родителей.

 


Будьте внимательны! Контент сайта под защитой, соблюдайте авторские права,
при копировании материалов с сайта ссылка на первоисточник обязательна

Protected by Copyscape Plagiarism Finder

Ваш отзыв