«Развитие словаря дошкольников способом словообразования» Консультация для воспитателей
Словообразование — это действие по образованию новых слов из исходных определенными способами (доступными в нашей ситуации для дошкольника, принятыми в русском языке. Словообразование является частью лексико-грамматического строя речи.
Как и вся грамматика оно усваивается в социуме и только по подражанию. При нормальном развитии речи механизм словообразования формируется у ребенка спонтанно, как результат активного использования им уже полученного речевого опыта (образцов окружающей речи) и развивающемся самоконтроле.
Умение использовать разные способы словообразования является одним из важнейших показателей речевой готовности ребенка к школе. Существует несколько способов словообразования, но старшие дошкольники пользуются в основном морфологическим (добавление к исходной части окончания, приставки, суффикса, а при достаточной практике: слиянием двух основ или слов, и переходом одной части речи в другую.
Развитие словообразования представляет собой сложный постепенный многоуровневый процесс. Он начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в школьном.
При обследовании речи отмечается неуверенность старших дошкольников в умении словообразования. Поэтому должна вестись целенаправленная работа педагогов и родителей по развитию данного умения, помогающая практически «услышать» детям приемы словообразования и в последствии научиться ими пользоваться.
Игры, направленные на развитие и совершенствование словообразования.
- Имена существительные.
- Образование существительных с помощью суффиксов уменьшительности и ласкательности.
- a) «Ласковые имена»
Оля – Олечка Саша – ….
- b) «Малыши»
Волк – волчонок Медведь — ….
- d) «Назови ласково»
Гриб – грибочек Кровать – ….
- Образование слов со значением единицы целого.
Дождь – дождинка Бусина – ….
- Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.
- a) «Назови профессию»
Кто играет на барабане? (барабанщик)
Кто ловит рыбу?
- b) «Женские профессии»
Мужчина – художник, а женщина – художница.
Мужчина – писатель, а женщина ….
- Образование существительных со значением вместилища.
Для супа – супница Для сахара — ….
- Образование существительных со значением уменьшительности и увеличительности.
Ротик – ротище Кустик – ….
- Образование существительных со значением уничижительности.
Голова – головёнка Глаза – ….
- Образование существительных со значением принадлежности по национальности.
«Гости из далеких стран»
В нашу страну приезжает много гостей из разных стран. А как их называют? Назови иностранцев.
Гость из Японии – японец
Гость из Китая — ….
- Обозначение предмета по действию или качеству (слово+ слово).
«Два слова в одном»
Когда снег падает, как мы это называем? (снегопад)
Когда листья падают?
Какая машин сено косит? (сенокосилка)
Какая пыль сосет?
- Образование существительных из различных частей речи.
- a) «Придумай имя»
Этот котенок пушистый.
Назовем его Пушок.
Этот котенок белый как снег.
Назовем его (Снежок).
- b) «Как назвать такого человека»
Если человек очень красивый, его можно назвать красавец.
Если человек трусливый, то его назовем — ….
- Имена прилагательные.
- Образование прилагательных со значением уменьшительности и ласкательности.
«Назови ласково»
Зубастый крокодил – зубастенький
Соленый огурец – ….
- Образование качественных прилагательных.
- a) «Какой? Какая? Какое?»
Ум – умный, умная, умное Страх – ….
- b) «Придумай название»
Улицу на которой находится завод, назовем – Заводская
На которой стоит школа — ….
- Образование относительных прилагательных:
«Образуй»
- a) выражение признака через отношение к предметам или материалам
Бумага – бумажный Виноград – ….
- b) выражение признака через отношение к месту
Деревня – деревенский Иркутск – ….
- c) выражение признака через отношение к времени
Утро – утренний Вчера — …. День — ….
- d) выражение признака через отношение к действию
Стирать – стиральная Гладить — ….
- Образование притяжательных прилагательных:
- a) «Чьи хвосты?»
Кошка – кошкин Лиса – ….
- b) «Чья вещь?»
Мама – мамина (сумка) Папа — ….
Пожарный – пожарный (шланг)
Полицейский – полицейская (машина)
- c) «Назови листья (иголочки)»
Дуб – дубовый Береза — ….
- Образование сравнительной степени прилагательных.
«Доскажи словечко»
Это темная юбка, а другая еще (темнее)
Это удобное кресло, а другое еще …
- Обозначение качества (слово+ слово).
Как можно назвать птичку с длинным хвостом? (длиннохвостая)
С желтой грудкой?
Как можно назвать человека с широкими плечами? (широкоплечий)
С красными щеками?
III. Глагол.
- Образование приставочных глаголов.
«Добавляй и говори» (на начальном этапе лучше использовать картинки)
На примере показать детям что если к слову ЕХАТЬ добавить У в начале, получится новое слово УЕХАТЬ. Далее также с приставками В-, ВЫ-, ОТ-, ПРИ-, ЗА-, ПЕРЕ-, С-, НА-, ПОД-, ДО-. Затем вместе с детьми повторить аналогичные действия со слово ЛИТЬ. Потом дети могут самостоятельно попробовать образовать новые слова от следующих глаголов: идти, бежать, лезть, лететь, читать, рисовать, сыпать, красить и т. д.
- Образование категории времени глагола.
«Два брата»
Жили-были два брата медвежонка: Шустрик и Мямлик. Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, а Мямлик еще только …. (встает). «Когда же ты …. (встанешь?» Шустрик оделся, а Мямлик …. И т. д. (заправил, умылся, позавтракал, почистил и т. д.)
- Образование глаголов из других частей речи.
«Образуй»
Бег – бежать
Красный — краснеть
Краска – ….
Блестящий — ….