Ознакомление с КОНВЕНЦИЕЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Пояснительная записка

Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» С наступлением ХХI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации? Для нашего общества существует не день и не Год защиты детей, а Время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.
Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.), эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте, однако это процесс долгосрочный.
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, стало объектом пристального внимания педагогов только в последние несколько лет. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны огромные шаги в этом направлении.
В 2002 году Московским Комитетом образования с учетом высокой социальной значимости этой работы опубликовано пособие группы исследователей под руководством Т. М. Дороновой «Защита прав и достоинства маленького ребенка». В пособии подробно изложены аспекты работы ДОУ с семьей по обеспечению защиты прав маленького ребенка и реализации положений Конвенции.
Коснувшись этой проблемы, понимаешь, что это — сложная работа. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать.

Введение

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка.
Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви в детстве.

С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества, 14 начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и незакомплексована. Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме и имеющим равные со взрослыми права, обязанности и свободы.

Мы всегда выстраиваем цели и процесс воспитания так: научить, приобщить, помочь адаптироваться, чтобы в результате наших усилий человек стал счастливым. А может, следует начинать жить уже с ощущением счастья? Учить детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и поэтому беречь ее, воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе. Речь не идет о воспитании эгоиста. Человек, не уважающий себя, вряд ли сможет уважать других.
Принятая Конвенция о правах ребенка пока еще мало знакома не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важные документы, и, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка. Оказалось, многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок — равноправный с нами человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать. Правовое воспитание и успешная социальная адаптация ребенка предполагают его гражданско-патриотическое, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

РЕЗЮМЕ ПРАВ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИЕЙ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА (ЮНИСЕф, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
3. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
4. Дети имеют право на медицинский уход.
5. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
6. Дети имеют право на отдых.
7. Дети имеют право на бесплатное образование.
8. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
9. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
10. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
11. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

РЕЗЮМЕ К СТАТЬЯМ КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА (ЮНИСЕФ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
Статья 24 (2с) Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
Статьи 26, 27 (1) Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
Статья 24. Дети имеют право на медицинский уход.
Статья 23. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
Статья 31. Дети имеют право на отдых.
Статья 28 (1а). Дети имеют право на бесплатное образование.
Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
Статья 32. дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
Статья 30. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
Статьи 12, 13, 15. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Правовое образование дошкольников

Главная задача государства и общества по отношению к детям обеспечить оптимальные условия для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психофизических особенностей, т.е. защищать права каждого ребенка на любом этапе его развития и формировать у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщать к общечеловеческим ценностям.
Современный культурный человек — это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного учреждения состоит атом, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
К концу дошкольного возраста у воспитанников ДОУ должно быть сформировано ценностное отношение к действительности. За последние несколько лет система дошкольного образования в России заметно изменилась. Основной акцент делается на когнитивное (познавательное) развитие, которое исторически всегда было сильной стороной российского образования. Однако такой когнитивный диктат до сих пор существует в ущерб социально-личностному развитию ребенка (дошкольника), он препятствует формированию навыков межличностного общения, становлению образа «я» и самооценки.
Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время очень мало. Однако на современном этапе развития общества возникла необходимости формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе. Именно эта социальная потребность, а также глубокая вера в значимость общечеловеческих ценностей, уважающих права и свободы личности, побудили авторов настоящей программы восполнить пробел в этом направлении дошкольного образования и создать особую программу по воспитанию толерантности.
«Толерантность» — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» — так говорится в декларации принципов толерантности, принятой в 1995 г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО. В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

— этика и стратегия ненасилия;
— идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
— необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и тд.

Россия — многонациональное государство, поэтому уже с до- школьного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т.д. В их основе лежат следующие факторы:

— детская непосредственность;
— ограниченный жизненный опыт;
— отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения с ними;
— детская бестактность и т.д.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.
Необходимо познакомить старших дошкольников с их основными правами, сформировать внутреннюю и внешнюю правовую культуру, толерантное поведение, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства) стали неотъемлемой частью их жизни.

Воспитатель детского сада — основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает.
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно — ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
Многие понятия, изложенные в документах о правах ребенка, имеют сложный и многоплановый характер и Их не всегда можно объяснить детям в полном объеме. Поэтому некоторые правовые понятия заменены на более конкретные, близкие и знакомые по содержанию дошкольникам.
Информативная часть лучше усваивается, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам. Следует обратить особое внимание на игры (сюжетно-ролевые, драматургические, подвижно-дидактические и тд.), наблюдения, упражнения, коллективные виды деятельности, индивидуальные беседы, т.е. любая детская деятельность не должна выпадать из поля зрения педагога. Интегрированный подход к осуществлению воспитательно-образовательного процесса способствует более осознанному усвоению детьми нравственно-правовых аспектов.

Работая по данной проблеме, необходимо учитывать следующие рекомендации.

• Не усложняйте содержание. Наша цель — дать детям первоначальное представление о правах человека, вызвать интерес к познанию себя и окружающего мира, а не прочитать курс юриспруденции. Рассказы педагога должны быть просты и понятны для восприятия ребенка 5—7 лет, без сложной терминологии, но научно достоверны.
• Беседуйте с ребенком тогда, когда ему хочется с вами разговаривать на данную тему (на прогулке, вечером, перед едой, во время умывания), не принуждайте его к разговору; старайтесь пробудить в дошкольнике интерес, желание не только отвечать вам, но и самому задавать вопросы.
• Не спешите с ответом на вопросы детей, предложите ребенку самому сделать предположение, понаблюдать за той или иной ситуацией; подведите его к правильному выводу, похвалите за самостоятельное решение, расскажите о его успехе другим детям, взрослым; если же ребенку не удалось найти ответ, помогите ему, познакомьте с логикой своих рассуждений и выразите уверенность в том, что впредь он сам сможет разрешать подобные ситуации.

В целом система занятий должна являться пропедевтикой обучения дошкольников в детском саду демократическим ценностям и правам человека, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

Работа с родителями

В Конвенции ООН о правах ребенка особо подчеркивается важность семьи для гармоничного развития детей. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее обеспечение его интересов. Поэтому одной из главных задач правового воспитания дошкольников является ознакомление родителей с содержанием Конвенции ООН о правах ребенка, с направлениями работы педагогического коллектива ДОУ.

С этой целью проводится ряд мероприятий:

1. Изучение эмоционального состояния ребенка в семье, определение позиции родителей по отношению к ребенку. Проводит педагог-психолог или воспитатель в начале и в конце учебного года.
2. Общие родительские собрания: «Конвенция ООН о правах ребенка — документ для взрослых и детей», «Твои и мои права».
З. Групповые родительские собрания по ознакомлению с направлениями работы по правовому воспитанию дошкольников.
4. Проведение открытых занятий для родителей, показ учебных видеофильмов.
5. Привлечение родителей к участию в занятиях на темы: «Моя семья», «Право на жизнь», «Право на защиту».
6. Реализация информационно-просветительской работы с родителями по вопросам правовой культуры.
7. Оформление наглядного материала в родительских уголках.

Общие родительские собрания

Тема: «Международная Конвенция ООН о правах ребенка — документ для взрослых и детей”

Сентябрь.
Содержание собрания:
1. Конвенция ООН о правах ребенка, ее действие на территории Российской Федерации. (Выступление заведующего ДОУ.)
2. Какая защита и какие права особенно необходимы детям? Что такое обучение правам ребенка? (Выступление старшего воспитателя.)
З. деловая игра «Колесо прав». Родителям предлагается назвать самые главные, на их взгляд, права ребенка. далее записанные ведущим высказывания родителей соотносятся с содержанием Конвенции о правах ребенка. Участникам игры предлагается вспомнить ситуации, когда им в детстве приходилось вставать на защиту своих прав, каким образом они это делали. (Игру проводит педагог-психолог или воспитатель.)
4. Просмотр видеофильма «Что думают дети о своих правах?».
5. Обмен мнениями, опытом семейного воспитания.

Тема: «Твои и мои права»

Январь.
Содержание собрания:
1. Международные нормы по правам человека. Права ребенка и механизм их защиты. (Выступление заведующего ДОУ.)
2. Твои и мои права. Есть ли у нас конфликт. (Выступление старшего воспитателя.)
З. Паутина конфликтов. Анализ конфликтных дневников групп за неделю. Способы разрешения конфликтных ситуаций. (Выступление педагога-психолога.)
Конфликтные дневники ведутся воспитателями групп вместе
с детьми. Под руководством педагогов дети доступными средствами
(рисунок, схема, печатное письмо) фиксируют ссоры в группе
и способы примирения.
4. Обмен мнениями, опытом семейного воспитания.

Групповые родительские собрания

Проводятся в ноябре, феврале, мае.

Темы собраний определяют педагоги групп, анализируя ход работы по правовому воспитанию. Тема может определяться характером взаимоотношений в детском коллективе, возникшей конфликтней ситуацией, трудностями в усвоении материала и т.д. Родители могут присутствовать на занятии вместе с детьми. Можно проводить его в форме беседы за чаем, использовать ролевые игры, обмен опытом семейного воспитания и др.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам правовой культуры

Проводит педагог-психолог, старший воспитатель или воспитатели группы.

Примерные темы консультаций:

• Недопустимость разлучения с родителями. (Информирование родителей, находящихся в разводе, о праве ребенка поддерживать контакт с обоими родителями.)
• Право на жизнь без насилия. (О недопустимости физических наказаний в семье.)
• Родительские обязанности. (О том, что оба родителя несут общую и одинаковую ответственность перед государством за воспитание ребенка.)
• дети-инвалиды. (Об особых правах детей-инвалидов на заботу, лечение и образование.)

Привлечение родителей к участию в занятиях

Привлекая родителей к участию в занятиях, мы не только демонстрируем им, как идет работа, но и формируем у них понимание того, что права ребенка — это важно, значимо, что они неотъемлемы и неделимы, что родители являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей страны. Активное участие родителей в занятиях зависит от того, насколько педагоги группы смогут заинтересовать семью этой работой. Родители могут участвовать в занятиях, темы которых затрагивают семью, межличностные отношения в ней. К каждому такому занятию мамы и папы вместе с ребенком могут подготовить небольшое интересное домашнее задание.

Оформление наглядного материала в родительских уголках

Важным моментом работы с родителями по вопросам правовой культуры является регулярное предоставление новой информации по данной теме.

Можно использовать следующий материал.

1. Сокращенный вариант Международной Конвенции ООН о правах ребенка.
2. Публикации в прессе на тему прав ребенка.
З. Рубрика Сегодня на занятии», которая отражает тему занятия, содержание изучаемой статьи Конвенции.
4. План работы с родителями на месяц, в котором указываются открытые мероприятия, консультации.
5. Рубрика «Что я думаю о правах…» высказывания детей группы о правах ребенка.
6. Выставки детских работ по изодеятельности «Я рисую мои права» и др.


Будьте внимательны! Контент сайта под защитой, соблюдайте авторские права,
при копировании материалов с сайта ссылка на первоисточник обязательна

Protected by Copyscape Plagiarism Finder

Ваш отзыв